Референсы:
Wes Anderson, Greta Gerwig, Alex Paxton, Oliver Leith, Cassandra Miller, Jennifer Walshe, Matthew Shlomowitz, Neil Luck
Предполагаемые специалисты:
культурологи, философы, киноведы.
Хочется начать серьезный и теоретический разговор об этой теме, показать методологию работы с данными понятиями и дать максимально исчерпывающее толкование данного культурного ориентира.
Круг вопросов:
Что такое метамодерн/метамодернизм? Какова его связь с традиционным обществом, периодами модерна и постмодерна? Как он проявляется в культуре и обществе? Как современная музыка работает с новыми культурными ориентирами.
Эстетика метамодерна в современной музыке
Пьеса Кириакидеса “Mnemonist S” на первый взгляд устроена просто: есть текст на экране, который периодически меняет свой размер и цвет, и есть репетитивная музыка, которая на первый взгляд имеет прочную связь с текстом. Углубившись в изучение пьесы, я понял, что это не совсем так. Музыка не следует за текстом в смысле описания/комментария. Мои мысли подтвердили слова самого композитора о пьесе в его книжке “Imagined Voices”:
«Музыка никогда не иллюстрирует повествовательный мир мнемониста, она всегда остается на уровне метафорического образа памяти как игры, в которую нужно играть. Где она все же следует общему повествованию текста, так это в усилении ощущения нарастающей ментальной сложности».
Текст и идея пьесы взяты из книжки советского нейропсихолога Александра Лурии «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)». В ней описан процесс изучение способностей Соломона Вениаминовича Шерешевского – мнемониста, синестезиста, человека с выдающейся памятью. За основу текста взята документация одного из сеансов запоминания.
Круг вопросов:
Наиболее удивительная вещь в этой пьесе – это как все слои (нарративы) живут собственной жизнью, но в то же время работают на общую идею. С другой стороны, эта пьеса отражает современную, перегруженную информацией, реальность. Насколько наша память изменилась с приходом цифровых технологий? Возможно ли пройти игру в память и необходимо ли это? Мне хотелось бы поговорить об ограничениях человеческого восприятия, рассмотреть этот вопрос с позиции текста (как и аудиального и визуального явления) и музыки.
Игра в память в эпоху цифровых технологий на примере сочинения Янниса Кириакидеса “Mnemonist S”
Ссылка:
| “Mnemonist S” | Предполагаемые специалисты:
специалисты в области когнитивной лингвистики, философы, филологи, специализирующиеся на вопросах памяти и восприятия.
Предполагаемые специалисты:
киноведы; театроведы, специализация — перформансы и современные театральные практики; литературоведы, филологи, специализация — интермедиальные тексты.
К обсуждению вынесено 3 произведения (принципиально, что это разные жанры/медиа). Главная проблема — обсуждение адекватных методологических подходов и стратегий в анализе при столкновении с интермедиальными текстами
— автобиографический роман
«Ноктюрн» (1921) Габриэле Д'Аннунцио;
— последний фильм Дерека Джармена
«Блю» (1993);
— перформанс Ольги Бочихиной
"In-Out" (2020), показанный в РАМ имени Гнесиных.
Круг вопросов:
Во всех трех объектах восприятие посредством привычного медиа затруднено (фильм без изображения, «темные комнаты», перформанс без действия, автофиксация и проживание травмы вместо литературного сюжета и повествования). Кажется, все три объекта «говорят» со зрителем/слушателем о чем-то одном, осталось лишь обнаружить адекватный аналитический инструментарий — это основной запрос к участникам беседы.
Слепота зримого: как анализировать интермедиальные тексты?
Ссылка:
| «Реквием» | Предполагаемые специалисты:
музыковеды, занимающийся типологией музыкально-театральных жанров; театроведы, искусствоведы или музыковеды — специалисты по теме перформанса; композитор.
Реквием Сюмака — это, с одной стороны, «концерт» (музыкальное публичное выступление), с другой — срежиссированное сценическое действо. Авторское определение произведения перформанс, но оно выходит за границы традиционной трактовки этого жанра; в целом, довольно трудно однозначно определить жанровую принадлежность сочинения.
Круг вопросов:
В конце XX-XXI авторское определение жанра часто становится скорее сверхидеей, нежели конструктивной рамкой с рядом отличительных признаков. Реквием Алексея Сюмака частично соотносится с традиционным представлением о жанре, так как в нем присутствуют отдельные части заупокойной католической мессы и канонический латинский текст, однако привносится много других параметров (художественное слово, пластика, видеоряд, солисты). С какими еще жанрами можно сравнить это сочинение? Как с точки зрения иерархии взаимодействуют друг с другом составляющие этого синтетического текста? Как более корректно трактовать понятие «перформанс» в этой пьесе? Как сегодня меняется оптика «жанра» в современной музыке?
Симфонический перформанс «Реквием» Алексея Сюмака: на стыке музыки и театра
Предполагаемые специалисты:
сотрудники отдела маркетинга театров, PR-отделов; исполнительные директора проектов; SMM-менеджеры.
Круг вопросов:
1. С чего начать? Создание коммуникационной стратегии и фирменного стиля проекта.
2. Как реализовать? Медиапланирование и нетворкинг.
3. Куда вкладывать? Эффективные инструменты для повышения узнаваемости проекта. Примеры и антипримеры.
4. Одним SMM'ом едины? Social Media Marketing: как привлечь ЦА в эпоху информационного шума не только контентом и таргетом.
5. Как измерить эффективность рекламной кампании? Медиабайинг и медиаклиппинг.
PR-продвижение новой музыки: "с нуля" до солд-аута
Мария Андреева и Виктория Панова
Ссылки:
| “Anthology” |
| Fluxus |
| “Drip Music” |Предполагаемые специалисты:
специалисты в области импровизационного, экспериментального искусства, изучающие перформативные практики, музыковеды, музыканты.
Fluxus — международное творческое объединение, в состав которого входили деятели, представлявшие разные виды искусства: музыку, танец, театр, изобразительное искусство, дизайн, литературу. Вследствие этого, сочинения, создававшиеся участниками группы, имели синтетическую природу и выходили за рамки привычного понимания искусства и его объектов.
Что позволяет нам атрибутировать творческие акты участников коллектива как художественные? Как оценить роль каждого из начал, составляющих синтетические единство, можно ли отделить их друг от друга? В какой степени терминологический аппарат, связанный с другими типами искусства возможен к использованию при описании сочинений Fluxus.
Круг вопросов:
Произведения участников Fluxus – примеры синтетического жанра.
В творчестве Fluxus, являющемся симбиотическим по своей сути, невозможно отделить друг от друга проявления театра, танца, музыки, литературы, поэзии, изобразительного искусства и др. С каких позиций нужно рассматривать сочинения его участников? Как определять их жанровую принадлежность? Какие методы применять?
Творчество Fluxus: искусство vs антиискусство?
Как определить художественную ценность отдельно взятых произведений, созданных в эстетике Fluxus, если учесть, что они не всегда точно зафиксированы (импровизации и инструкции как частые форматы) и не требуют владения профессиональными навыками?
Синтез искусств в версии Fluxus: интермедиальное взаимодействие
В разных исторических эпохах и культурных контекстах композиторский фольклоризм имел свои цели и методы интегрирования народного материала в авторский текст. Какое значение он имеет в настоящее время? Как используются и трактуются уже ставшие традиционными методы и возникают ли новые?
Круг вопросов:
1. Каковы причины интереса современных композиторов к фольклору? Для каких композиторов это наиболее характерно (в зависимости от региона, национальности, иных факторов)?
2. Каковы традиционные методы фольклоризма, которые сейчас наиболее употребимы?
3. Как новые технологии, мультимедиа и стремление к синтезу искусств влияет на интерпретацию фольклора в композиторском творчестве?
4. Фольклоризм в музыкальном театре XXI века. Какова специфика интерпретации фольклора в жанрах оперы, балета? Какие традиционные и новые методы фольклоризма можно в них обнаружить?
Методы композиторского фольклоризма в XXI веке
«Архитектон Тета» Бориса Филановского и опера «Твой отец жив, только об этом не надо говорить» Даниила Посаженникова — примеры российских site-specific проектов. Эти работы объединяет не только нетрадиционное пространственное воплощение (фанерная конструкция внутри БДТ и павильон в Саду Памяти Музея истории ГУЛАГа), но и идея исторической памяти. В первом случае речь идёт об истории театра, во втором случае о репрессированном советском учёном.
Круг вопросов:
— Особенности направления site-specific в театре и в музыке;
— Как художественное произведение работает с исторической памятью? С помощью каких средств?
— Фанерный театр. В чем роль этой конструкции, чем она примечательна?
— Как воспринимаются эти работы с театроведческой точки зрения?
Взаимодействие композитора с контекстом пространства в site-specific проектах
Референсы:
1. Brigitta Muntendorf, #AsPresentAsPossible TWO
2. Alessandro Perini, Three studies for two voices
3. Yannis Kyriakides, Ask Ada (+ Face)
4. Pamela Z, Baggage Allowance (+ Quatre Couches, Breathing)
5. Alexander Shubert, Anima
6. Fausto Romitelli, An Index of Metals
7. Imogen Heap, Hide and Seek (performance in San Francisco, 2019; with Mi.Mu gloves)
Предполагаемые специалисты:
философы, киноведы, искусствоведы, специалисты, занимающиеся записью, обработкой, синтезом, анализом речи, голоса, композиторы и исполнители новой музыки.
Эстетическая «механизация» пересекается с нашими представлениями о цифровом будущем, построении кибер-пространства, где голос лишается своих уникальных свойств, звучит «роботизировано», будучи полностью сгенерированным машинами. С другой стороны, возможности динамических систем и звукоснимателей расширяются, на рынке появляются новые примочки и процессоры эффектов, преобразующие человеческий голос в новый звуковой материал, который соответственно техническому прогрессу приобретает эти «механические» призвуки и свойства.
Ссылка:
| “Silence must be!” |
Предполагаемые специалисты:
театроведы, исследователи танца, дирижеры, перформеры, режиссеры.
В пьесе Тьерри Де Мея "Silence must be!" интересен путь изменения слушательского восприятия в отношении параметров звука, жеста и тишины и их взаимодействия. Как эти элементы соотносятся друг с другом, обмениваются своими функциями и как это воздействуют на зрителя?
Круг вопросов:
— Как взаимодействуют параметры звука, жеста и тишины в пьесе? Возможно ли выделить главный/ второстепенный элемент и нужно ли это?
— Каким образом можно трактовать в пьесе “Silence must be!” параметр тишины?
—Как жесты дирижера, имеющие практическую функцию (помогающие музыкантам ориентироваться при исполнении), преобразуется в художественные?
—Какие подобные примеры перформативного музыкального жеста есть в современном театре/танце/кино?
“Silence must be!” Тьерри Де Мея: параметры звука, жеста и тишины